Как сделать металлический круг


  • предыдущая главасодержаниеследующая глава

    Слово «фокус» всегда вызывает живой интерес у ребят. Оно знакомо им с раннего детства и обладает особой притягательной силой, ибо с ним связано нечто загадочное, непонятное, поражающее воображение, захватывающее. Дети очень любят смотреть, как показывают фокусы, и сами рады любому случаю научиться этому искусству.

    Фокус не только забава, развлечение. В любом фокусе содержится задача, увлекательная головоломка» которую зритель должен решить, чтобы понять суть фокуса, разобраться в законах или явлениях, на которых он основан.

    Фокусы, демонстрируемые профессионалами, обычно делятся на две группы: основанные на иллюзиях и основанные на манипуляциях. Иллюзионисты для показа своих фокусов пользуются специальными, подчас довольно сложными приборами или механизмами. Искусство же манипуляторов состоит в особой ловкости рук, гибкости пальцев, которые достигаются упорной и длительной тренировкой.

    Фокусы, приводимые здесь, нельзя отнести ни к той, ни к другой категории. Это скорее забавные и поучительные опыты, веселые игры и шутки, не требующие ни сложного инвентаря, ни особого умения. Самые обычные предметы обихода: бумага, ножницы, графин, щетка, шнурок, монета и т. п. - могут быть с успехом использованы для показа целой серии фокусов. Их можно демонстрировать в школе, в клубе, в красном уголке, дома, в семейном кругу, и они доставят много радости маленьким зрителям. Устроителями сеанса фокусов могут быть не только взрослые, но и сами дети, если их обучить и подготовить надлежащим образом.

    Некоторые из приведенных здесь фокусов содержат интересный и доступный детям познавательный материал.

    Успех в проведении фокусов во многом зависит от подачи, от умения интересно объяснить и преподнести их зрителям. Для того чтобы облегчить руководителям эту задачу, мы излагаем содержание каждого фокуса так, как если бы показывали его непосредственно детям.

    ПРОЛЕЗЬ СКВОЗЬ ОТКРЫТКУ

    Для показа требуются несколько листков плотной бумаги (величиной с открытку) и ножницы.

    Пролезь сквозь открытку
    Пролезь сквозь открытку

    Руководитель подзывает одного из ребят.

    - Возьми бумажку ножницы, - говорит он. - Вот тебе задание. В этой маленькой бумажке надо сделать такое отверстие, чтобы можно было сквозь него пролезть. Пожалуйста, попробуй. (Пробует, не получается.) Ну, дай другому попробовать. (Передает другому.) Опять не получается. Вероятно, это сделать невозможно, А я вот могу. (Показывает как: складывает бумагу вдвое, делает разрез по перегибу, не доходя до краев вплотную, надрезает с одной и с другой стороны, как показано на рисунке, и растягивает образовавшуюся ленту.) Вот видите, можно сделать такую дыру, чтобы два человека одновременно могли сквозь нее пролезть. Все дело в том, как резать.

    БУМАЖНЫЕ КОЛЬЦА

    Для показа требуются три узких бумажных кольца и ножницы. Одно кольцо надо склеить, как обычно, во втором кольце до склейки один конец предварительно повернуть, в третьем кольце - один конец повернуть дважды.

    Бумажные кольца
    Бумажные кольца

    - Вот тебе бумажное кольцо и ножницы, - говорит руководитель, обращаясь к одному из участников. - Надо разрезать полоску пополам, вот так, по всей длине кольца (показывает). Как ты думаешь, сколько получится колец? (Обычно отвечают «два»). Попробуем. Режь!

    Действительно, получилось два кольца. Давайте еще раз попробуем (участнику дают второе кольцо). Разрежь теперь это кольцо. Вероятно, опять получится два кольца (режет). Вот чудо! Получилось одно кольцо вместо двух. Ну, раз так, давай попробуем в третий раз (режет третье кольцо). Получилось опять два кольца, но одно в другом. Кто может объяснить, в чем дело?

    Дело, ребята, в том, что концы этих колец соединены по-разному. Если предварительно повернуть конец бумажной ленты один раз (показывает), получится при разрезании одно кольцо, а если два - два кольца, но одно в другом.

    ЧУДЕСНЫЙ ПЯТАК

    Для показа надо подготовить кусочек плотной бумаги, в котором аккуратно вырезано отверстие, равное двухкопеечной монете, и пятак.

    - Кто из вас, - обращается руководитель к зрителям, - может через это отверстие, которое в точности равно двухкопеечной монете, пропустить пятак, не разорвав бумаги?

    Чудесный пятак
    Чудесный пятак

    Желающие найдутся, но сделать этого никто не сможет. Тем не менее задача эта разрешима.

    Перегните листок по диаметру отверстия, расправьте его и снова перегните по перпендикулярному диаметру. Затем сложите его, как показано на рисунке, придвиньте снизу пятак и осторожно вытащите его сверху. Он свободно пройдет, не разорвав бумагу.

    УСТОЙЧИВАЯ СПИЧКА

    Для показа требуются стакан с фруктовой водой и две коробочки спичек.

    Устойчивая спичка
    Устойчивая спичка

    - Посмотрите, ребята, - говорит руководитель, - передо мной на столе стакан с очень вкусной фруктовой водой (стакан наполнен до половины). Рядом со стаканом спичечный коробок с выдвинутой вверх спичкой. Одна спичка положена сверху горизонтально так, что один ее конец лежит на стакане. Другой - на вынутой спичке. Кто из вас сумеет напиться воды из этого стакана, не сбросив лежащей на нем спички? Тех, кто хочет попробовать, прошу подойти ко мне. (Желающие по очереди подходят, пробуют, но ни у кого это не получается.)

    - Я понимаю, что задал вам трудную задачу, некоторые даже могут подумать - невыполнимую, но это только так кажется. Посмотрите, как просто эту задачу можно решить.

    Руководитель берет со стола второй коробок, зажигает спичку и подносит ее к тому месту, где горизонтальная и вертикальная спички соприкасаются головками. Как только они воспламенятся, он немедленно тушит их. Сера же спичек расплавится, и обе головки спаяются. После этого стакан можно вынуть, а спичка останется в прежнем положении.

    КРЕПКИЙ КОРОБОК

    Для показа требуется коробочка от спичек (пустая).

    Крепкий коробок
    Крепкий коробок

    Кто-нибудь из участников подходит к столу. Руководитель обращается к нему:

    - Я беру две части спичечного коробка и кладу их на ребро, одну часть на другую, вот так (кладет, как показано на рисунке).

    Скажи, пожалуйста, если изо всех сил стукнуть по этому хрупкому коробку сверху, какая часть коробка - верхняя или нижняя разобьется? (Следует ответ.)

    Давай попробуем. Бей посильнее (ударяет кулаком по коробку сверху, но результат получается неожиданный: обе части коробка остаются целыми, но разлетаются далеко в разные стороны).

    Как видите, ни одна часть коробка не ломается и не сломается при сильном ударе. Объясняется это тем, что коробок пружинит, и это его спасает: он сгибается, но не ломается.

    ОПЫТ С ГРАФИНОМ

    Для показа требуются графин с деревянной пробкой, сквозь которую просунута тонкая деревянная палочка, деревянное кольцо (или фанерный кружок с отверстием в середине). Графин надо наполнить водой до половины.

    Опыт с графином
    Опыт с графином

    - А сейчас я хочу вам предложить еще одну задачу, - говорит руководитель. - Посмотрите на этот графин. Он наполнен водой до половины. На поверхности плавает кольцо, сквозь которое продет стержень. Как, не вынимая стержня, снять с него кольцо? Кто хочет попробовать? (Желающие пробуют, никто обычно не может найти правильного решения.)

    Могу вам показать, как это сделать. Если вы раскрутите графин вот так (показывает) и быстро поставите его на стол, кольцо само соскочит.

    Благодаря центробежной силе вода разбегается по стенкам и освобождает кольцо.

    ОПЫТ С ПАЛКОЙ

    Для показа требуются две круглые палочки длиной 50 - 60 см, на которых краской отмечена середина. В одной из палочек с одной стороны высверлено отверстие, в которое вложен металлический шарик (или кусочек металла). Отверстие закрывается деревянной пробкой и не должно быть заметным.

    Опыт с палкой
    Опыт с палкой

    Руководитель подзывает одного из участников и обращается к нему:

    - Возьми, пожалуйста, палку и положи концы ее на указательные пальцы обеих рук. Теперь своди пальцы так, чтобы они сошлись на середине (все проделывает). Давай еще раз (получается), А теперь постарайся свести пальцы в другом месте (пробует, не получается).

    Возьми другую палочку и повтори опыт (проделывает). Почему теперь пальцы не сошлись у середины? А ты постарайся, чтобы сошлись (пробует, ничего не получается).

    Как же так? На одной палочке выходит, на другой не выходит. Ладно. Не трудись напрасно. Все разно не выйдет. Пальцы всегда сойдутся только в центре тяжести. У первой палочки центр тяжести на середине, а у второй он смещен (мы просто в один конец палочки заделали металлический шарик, чтобы он стал тяжелее).

    СТАКАН НА БУМАГЕ

    Для показа требуются 3 стакана и листочек плотной бумаги.

    Стакан на бумаге
    Стакан на бумаге

    - Вот два стакана, - говорит руководитель, - они стоят недалеко один от другого. Накрываю их листком бумаги вот так (показывает). Теперь на эту бумагу сверху надо поставить еще один стакан. Можно ли сделать так, чтобы он удержался на этой бумаге между двумя стаканами, стоящими внизу? Кто хо чет попробовать? (Желающие подходят, пробуют, ничего не получается.)

    Что-то ни у кого не получается. Как же быть? Считать задачу неразрешимой?

    Нет, ребята, это задание можно выполнить очень легко. Для этого надо бумагу сложить гармошкой вот так (показывает). Она приобретает большую прочность. Теперь на этой бумаге удержится стакан, даже наполненный водой.

    ТЯЖЕЛАЯ МОНЕТА

    Дня показа требуются платяная щетка и монета.

    - У меня на ладони гривенник, - говорит руководитель, - за эти деньги можно купить очень вкусную конфету, и я хочу угостить этой конфетой того, кто сумеет этот гривенник смять. Но только одно условие: снять монету с ладони можно только щеткой, вот так (показывает). Попробуйте. (Ребята пробуют, ни у кого не получается.)

    Эту задачу выполнить невозможно. Волоски на щетке эластичны.

    Сначала они сгибаются, а потом, выпрямляясь, как бы отталкивают монету назад.

    БУМАГА КРЕПЧЕ ДЕРЕВА

    Для показа нужны два столовых ножа, два бумажных кольца, тонкая сосновая палочка длиной примерно 1 м и палочка покрепче.

    Бумага крепче дерева
    Бумага крепче дерева

    Пригласите двух помощников. Пусть каждый возьмет в руки по ножу (лезвием кверху). Наденьте на ножи бумажные кольца и вложите в них палочку, как показано на рисунке.

    - Как вы думаете, - спрашиваете вы у зрителей, - если я ударю то этой палочке, что случится: разорвутся бумажные кольца (они лежат на острых ножах) или сломается палочка?

    Все, конечно, скажут, что разорвутся кольца. Тогда вы быстро и решительно второй палкой ударьте по середине палочки, висящей на кольцах. Произойдет неожиданное: бумажные кольца останутся целыми, а концы сломанной палки вывалятся из петель на пол.

    Этот опыт построен на законе инерции. При быстром ударе толчок не успевает распространиться на концы палки, и поэтому кольца остаются невредимыми или карандашом по полоске, как показано на рисунке. Бумажная полоска выскользнет из-под предмета, даже не сдвинув его с места. Опыт этот основан на том же законе инерции, что и предыдущий.

    НЕ ПРИКАСАЯСЬ

    На край стола положите полоску гладкой бумаги так, чтобы один конец ее свисал со стола. На бумажную полоску поставьте какой-нибудь небольшой предмет и предложите кому-либо вытащить из-под этого предмета бумажную полоску, не прикасаясь к нему.

    Сделать это нетрудно. В левую руку нужно взять свисающий со стола конец бумажной полоски и резко ударить пальцем правой руки или карандашом по полоске, как показано на рисунке. Бумажная полоска выскользнет из-под предмета, даже не сдвинув его сместа.

    Опыт этот основан на том же законе инерции, что и предыдущий.

    ПРЫЖОК НЕ СОСТОЯЛСЯ

    - У меня в руках карандаш, - говорите вы, обращаясь к зрителям. - Я положу его на пол на середине комнаты. Кто из вас сможет, став рядом с карандашом, перепрыгнуть через него?

    Охотников, разумеется, найдется много. Тогда вы приглашаете одного из желающих, ставите его рядом с карандашом, предлагаете наклониться и дотронуться кончиками пальцев до носков.

    - Теперь прыгай! - говорите вы.

    Как бы кто ни старался, сделать прыжок в таком положении никому не удастся.

    ВОЛШЕБНЫЙ ШАР

    Для показа требуются деревянный шар диаметром 10 - 15 см, имеющий сквозное изогнутое отверстие (как показано на рисунке), и тонкий шнур длиной 100 - 120 см.

    Волшебный шар
    Волшебный шар

    - Хочу показать вам очень интересный фокус, - говорит руководитель. - Вы видите шар со сквозным отверстием, через которое пропущен шнур. На этом шнуре шар свободно передвигается (взяв шнур за оба конца сверху и снизу двумя руками и то поднимая один конец, то опуская его, руководитель показывает, как шар скользит по шнуру). Но шар этот только на первый взгляд кажется обыкновенным, на самом деле он волшебный.

    Давайте условимся так: шар будет опускаться по шнуру сверху вниз (падать), но как только один из вас крикнет «Стой!» (условливаются, кто будет кричать), он остановится.

    Руководитель демонстрирует этот фокус, шар опускается по шнуру, но по команде «Стой!» мгновенно останавливается, повисая на вытянутом шнуре. Опыт повторяется несколько раз.

    - Мой шар умеет и считать, - продолжает руководитель. - Давайте заставим его сосчитать до трех. (Шар опускается по шнуру, но останавливается на мгновение три раза.) Вам, конечно, хочется знать, в чем секрет этого фокуса. Секрет очень прост: отверстие в шаре не прямое, а изогнутое, образующее в центре шара угол. Когда я держу конец шнура свободно, шар легко передвигается, падая сверху вниз, но стоит шнур натянуть, как шар в месте изгиба заклинивается, тормозится. Я думаю, что это должно быть понятно всем (показывает рисунок, объясняющий устройство шара).

    Как же изготовить такой шар со сквозным изогнутым отверстием? Можно купить для этой цели полый шар, состоящий из двух половинок или распилить деревянный шар, вырезать нужный желобок, потом склеить и окрасить.

    ОСВОБОДИСЬ ОТ ВЕРЕВКИ

    Для показа требуется шнур или веревка длиной 3 - 4 м.

    Освободись от веревки
    Освободись от веревки

    - Мальчик в пиджаке, подойди ко мне, - говорит руководитель. (Мальчик подходит.) - Ну, брат, ты попался. 51 тебя сейчас привяжу крепко-крепко (складывает веревку вдвое, пропускает петлю шнура сквозь рукав пиджака, в петлю просовывает концы веревки и привязывает их к дверной ручке или к ножке стола). Ват теперь попробуй освободись от веревки, не развязывая узла (тот пробует, не выходит).

    А ведь освободиться можно очень легко. Вытяни петлю вот так, насколько позволяет длина веревки (но не переворачивай ее), войди в петлю двумя ногами и пролезь сквозь нее (показывает). Вот и все. Дарую тебе свободу.

    КЛЮЧ НА ШНУРКЕ

    Свяжите шнурок в кольцо, пропустите его через головку ключа и растяните между двумя большими пальцами, как показано на рисунке.

    Ключ на шнурке
    Ключ на шнурке

    Как освободить ключ, не снимая с пальцев шнурка?

    Эту задачу руководитель может предложить любому из желающих. Вряд ли кто-нибудь с этим справится. Тогда надо показать, как это сделать.

    Вот простой секрет: сдвинув шнурок на первые (ногтевые) суставы пальцев, возьмитесь за него большим и указательным пальцами правой руки (брать нужно за один шнурок, а не за два). Накиньте эту часть шнурка на большой палец правой руки поглубже, одновременно спускайте с этого пальца первую петлю - как только натянете снова шнурок, ключ упадет.

    СВЯЗАННЫЕ РУКИ

    Свяжите руки двум товарищам так, как это показано на рисунке, и предложите им разойтись в стороны. Пусть они попытаются это сделать, не развязывая узлов и не разрезая бечевок. Несмотря на все старания, сделать этого они не смогут.

    Связанные руки
    Связанные руки

    - Вы же, наверное, друзья, - говорите вы в шутку, - если нельзя разойтись, оставайтесь вместе, веселее будет! Впрочем, если хотите, я могу вас научить, как сделать, чтобы разойтись. Нужно одну бечевку протянуть в кольцо, охватывающее руку (показывает), пропустить в образовавшуюся петлю кисть руки, а затем пропустить бечевку обратно. Вот и вся премудрость. Теперь вы свободны.

    В КАКОЙ РУКЕ МОНЕТА?

    Для показа требуются две монеты: двухкопеечная и трехкопеечная.

    Руководитель вызывает одного из участников.

    - Вот тебе две монеты, - говорит он, - двухкопеечная и трехкопеечная. Одну монету зажми в одной руке, а другую - в другой. Я не должен знать, где какая монета, перекладывай их за спиной, чтобы я не видел. Готово? Теперь делай то, что я говорю.

    Число копеек в правой руке утрой. Число копеек в левой руке удвой. Сложи оба полученные числа. Готово? Сколько получилось? (Следует ответ. В зависимости от ответа руководитель определяет, в какой руке какая монета.)

    Вы, вероятно, не понимаете, как это я отгадал. А ведь все очень просто. Если число получилось четное, то три копейки в левой руке, а если нечетное, то в правой. Ошибки не будет.

    ЧЕТЫРЕ КУБИКА

    Для показа требуются 4 кубика с числами на гранях от 1 до 6. Числа должны быть расположены так, чтобы сумма чисел на противоположных сторонах каждого кубика равнялась 7.

    Четыре кубика
    Четыре кубика

    - Вот перед вами четыре кубика, - говорит руководитель. - На их гранях написаны разные числа от 1 до 6. Теперь я попрошу кого-нибудь сложить кубики столбиком, один на другой в любом порядке, вот так (показывает). Понятно? Сложите кубики, а я отвернусь. (Складывают.)

    Хотите, я угадаю сумму всех закрытых чисел? Вы сами понимаете, что знать, какой кубик каким числом вниз или вверх вы положили, я не могу.

    Итак, внимание! Называю сумму (называет число). Проверьте. Вот видите, угадал.

    Вам интересно знать, как я это делаю. Тут секрет простой. Надо числа на противоположных гранях каждого кубика расположить так, чтобы сумма их равнялась семи (1 + 6 = 7, 2 + 5 = 7, 3 + 4 = 7).

    Теперь нетрудно догадаться, что сумма чисел всех закрытых граней будет равняться 28, за вычетом того числа, которое оказалось сверху.

    ДВЕ МОНЕТЫ

    Предложите кому-либо из присутствующих взять в одну руку гривенник, а в другую - три копейки (вы не должны знать, где какая монета). Затем предложите то, что в правой руке, помножить на 17.

    - Готово, - отвечает участник игры.

    Тогда предложите помножить на 17 то, что в левой руке.

    - Готово, - отвечает он.

    После этого объявите, в какой руке, по вашему мнению, какая монета.

    - Правильно? - спрашиваете вы,

    - Правильно, - следует ответ.

    - Как же это я мог определить, - спрашиваете вы у зрителей, - ведь результатов вычисления я не знаю? Могу открыть секрет. Это просто маленькая хитрость. Обычно больше думают, когда множат 3 на 17, чем 10 на 17, и, следовательно, можно сразу догадаться, где какая монета.

    ПРЕДСКАЗЫВАНИЕ СУММЫ

    Для показа этого фокуса нужны грифельная доска и мел.

    Предложите кому-либо подойти к доске и написать число из нескольких знаков. Это число перепишите на бумагу, отняв предварительно от единиц 2 и подставив двойку спереди.

    Допустим, на доске написано число 4725, вы должны, следовательно, на бумажке записать 24723. Бумажку эту приколите к своему пиджаку чистой стороной наружу.

    Предложите кому-либо написать под первым числом еще одно, состоящее из такого же количества знаков. Таким образом, на доске окажутся два числа, например:

    4725

    5891

    Под ними поставьте сами третье число так, чтобы каждая ваша цифра дополняла стоящую под ней до 9. Например, под 1 напишите 8, под 5 - 4, под 7 - 2 и т. д. Получится число 4108. (Если крайняя цифра слева была 9, то под ней ничего не пишите.)

    Затем предложите еще одному из ребят написать под тремя числами новое из такого же количества знаков. После этого подпишите сами пятое число, опять-таки дополняя все цифры четвертого числа до девяток. Наконец, попросите еще кого-либо сложить столбик из пяти чисел. Когда их сумма будет найдена, снимите с пиджака бумажку и обратитесь к зрителям:

    - Каждый из вас писал на доске те числа, какие хотел. Этих чисел я знать не мог. Тем не менее сумму чисел я заранее предсказал, вы можете в этом убедиться (показывает бумажку).

    Опыт можно повторить. Если в арифметических действиях ошибок не будет, результат сложения обязательно совпадет с числом, которое было записано вами ранее на бумажке.

    КТО ПЕРВЫЙ СКАЖЕТ «СТО»? (Игра)

    - Кто хочет сыграть со мной в очень простую и легкую игру? - спрашивает руководитель и выбирает одного из желающих.

    - Объявляю правила. Ты называешь, какое хочешь, число до десяти, потом я к нему прибавляю любое число не больше десяти, потом опять ты и т. д. Кто первый скажет «сто», тот победил. Согласен? Давай сначала прорепетируем. (Числа подбираются произвольно, но в соответствии с правилами игры.)

    - Восемь.

    - Восемнадцать.

    - Двадцать пять.

    - Двадцать шесть.

    - Двадцать девять.

    - Тридцать пять и т. д.

    - Все правильно. Давай играть. (Называют один за другим числа, руководитель выходит победителем, он первый называет число «сто».)

    Вот видишь, я победил. И всегда победителем станет тот, кто знает одно правило. Надо постараться, чтобы тебе досталось число 89, тогда ты обязательно победишь. Ведь к этому числу противник больше десяти прибавить не сможет, и, следовательно, число 100 достанется тебе. А чтобы число это получить, надо предварительно называть числа 78, 67, 56, и т. д. Как только одно из этих чисел будет тобою названо, победу в игре можно считать обеспеченной.

    КАК ДОСТАТЬ МОНЕТУ? (Шутка)

    Для показа требуются блюдце и две монеты.

    Положите на стол монету и накройте ее блюдцем. Объявите, что вы возьмете монету со стола, не дотрагиваясь до блюдца,

    После нескольких загадочных движений покажите зрителям монету (эту монету вы держали в руке с самого начала). Конечно, вам никто не поверит. Тогда обратитесь к зрителям:

    - Вы, может быть, думаете, что эта монета не та, которая была под блюдцем, попрошу кого-нибудь подойти, поднять блюдце и проверить.

    Желающий подходит к столу, поднимает блюдце. В этот момент вы быстро схватываете со стола монету и объявляете зрителям:

    - Вот видите, я в точности выполнил условие - достал монету, не дотрагиваясь До блюдца.

    3 x 2=4 (Шутка)

    Для показа нужна одна тонкая (легко ломающаяся) деревянная палочка.

    - Сколько будет три раза два? - спрашивает руководитель.

    - Шесть! - отвечают ребята.

    - Ну да, все так думают, а я вам докажу, что три раза два - четыре.

    Берет палочку, ломает ее пополам и говорит: «один раз два», потом ломает одну из половинок: «два раза два», ломает вторую половинку, «три раза два». Вот видите, три раза два - четыре (на столе лежат четыре палочки).

    Конечно, это шутка. Я думаю, вы сами догадались, в чем тут дело.

    ВЕСЕЛЫЙ СТЕТ

    Для проведения этого интересного опыта на внимание надо изготовить табличку с числами, как показано ниже, и приготовить картонку, которой можно табличку прикрывать. Числа должны быть написаны крупно.

    1000

    40

    1000

    30

    1000

    20

    1000

    10

    - Посмотрите на эту карточку,- говорит руководитель и показывает зрителям таблицу, на которой закрыты все числа, кроме верхнего.

    - Прочтите хором число, которое здесь написано (все хором читают: «тысяча»). Прибавляйте быстро к этому числу те числа, которые я буду показывать и говорите вслух результат (постепенно опускает картонку и открывает новые числа).

    - Тысяча сорок.

    - Две тысячи сорок.

    - Две тысячи семьдесят.

    - Три тысячи семьдесят.

    - Три тысячи девяносто.

    - Четыре тысячи девяносто.

    - Пять тысяч (почти всегда скажут именно так).

    - Молодцы, - говорит руководитель, - вы очень дружно считаете и так же дружно ошибаетесь. Если к 4090 прибавить 10, сколько будет? 4100, а не 5000, как сказали вы.

    Ставлю всем по арифметике двойку.

    ЛЕГКАЯ ЗАДАЧА

    - Я хочу предложить вам задачу легкую-легкую, - говорите вы, обращаясь к слушателям, - а решать ее будет все-таки трудно, хоть я уверен, что каждый из вас умеет хорошо считать. Итак, слушайте внимательно.

    - Трамвай вышел из депо. На первой остановке в него село восемь пассажиров. На следующей - двенадцать пассажиров. Главное, слушайте внимательно! Потом село семь человек, и сошло три, На следующей остановке сошло шесть человек и село тринадцать. И на последней остановке село три пассажира и сошло два. Вот и вся задача. Теперь тот из вас, кто лучше всех считает, пусть ответит. Вопрос несложный. Сколько было... остановок у трамвая?

    (На этот вопрос редко кто ответит правильно, ведь все считали пассажиров, а не остановки.)

    ПРОСТЫЕ ХИТРОСТИ

    Простые хитрости
    Простые хитрости

    - Я нарисую мелом круг и, не выходя из этого круга, достану любой предмет, хотя бы из другой комнаты!

    (Вы рисуете круг у себя вокруг пояса и, не выходя из него, исполняете свое обещание.)

    - Я сделаю так, что ты не сможешь поднять правую ногу, если кто-нибудь не поддержит тебя!

    (Вы ставите товарища вплотную левым боком к стене; в этом положении нельзя поднять правую ногу, не потеряв равновесия.)

    - Кто может напиться воды из закупоренной бутылки? Никто не может? А я могу!

    (Вы переворачиваете бутылку донышком кверху, наливаете воду в углубление в дне и пьете!)

    - Я раскинул руки в сторону. В левой у меня пятачок и в правой пятачок. Я могу соединить монеты, не сближая рук.

    (Уроните монету из одной руки и поднимите ее другой рукой, не сближая рук.)

    - Я берусь выпить стакан воды - ни в комнате, ни снаружи, ни стоя, ни сидя, ни лежа, ни на ходу!

    (Станьте на пороге, повисните в воздухе, упершись спиной в один дверной косяк, ногами - в другой. В таком положении вы отлично сможете держаться столько времени, сколько нужно, чтобы напиться.)

    - Задумайте любое число (кроме нуля). Удвойте его. К полученному прибавьте 1. Вновь полученное умножьте на 5. Отбросьте все цифры, кроме последней. Оставшуюся цифру умножьте на нее же. Сложите цифры результата. У вас получилось 7.

    (Результат всегда будет 7, если не будет допущено ошибки в подсчете.)

    - Я могу соединить два указательных пальца так, чтобы даже два самых сильных человека не могли их разнять.

    (Станьте, как показано на рисунке, расставив ноги на ширину плеч, а руки поднимите на уровень груди, приставив указательные пальцы друг к другу. Как бы ваши товарищи ни старались разнять ваши руки, без особого труда вы сможете противостоять их усилиям.)

    ИГРЫ-ФОКУСЫ

    В каждой из приведенных в этом разделе игр имеется какой-то «секрет». Не зная его, невозможно заранее предвидеть исход соревнований или объяснить какое-либо загадочное явление, непонятный фокус. Обладателем «секрета» является один лишь «отгадчик». Он демонстрирует все игры, а включаясь в соревнование, всех обыгрывает и побеждает. Своей загадочностью, неожиданным эффектом игры-фокусы всегда привлекают большое число участников. Каждому хочется самостоятельно раскрыть секрет, понять и объяснить сущность тех или иных явлений, проявить сообразительность, смекалку. Для этих фокусов в отличие от предыдущих надо изготовить специальный инвентарь, которым можно постоянно пользоваться в игротеке.

    ВОЛШЕБНАЯ ТРУБКА

    Внешне фокус этот выглядит так.

    Волшебная трубка
    Волшебная трубка

    Всем присутствующим показывают коробочку, в которой лежат 4 карточки. На карточках написаны цифры: 1, 2, 3 и 4. Желающему предлагается сложить из этих карточек любое число и закрыть коробочку крышкой. После этого «отгадчик», которому неизвестно составленное в коробочке число, кладет коробочку на стол, приставляет к крышке свою «волшебную» трубку и безошибочно называет число, Присутствующие, сняв крышку, могут убедиться в правильности ответа.

    В чем же состоит секрет этого фокуса?

    Оказывается, все дело в том, что и карточки и трубочка не простые.

    В каждой карточке под бумажкой, на которой написана цифра, вклеена тонкая полоска намагниченной стали. Расположение магнитов в карточках следующее: в карточке с цифрой 1 магнит расположен южным концом вверх, в карточке с цифрой 2 - южным концом вниз, в карточке с цифрой 3 - южным концом влево и в карточке с цифрой 4 - южным концом вправо. Это расположение магнитов отгадчик должен хорошо запомнить.

    В трубочке, с помощью сделать которой отгадчик определяет число, вделан у основания компас, а через маленькое окошечко сбоку на него падает свет. Когда трубка с компасом прикасается к крышке коробочки, разноименные полюсы магнитных стрелок притягиваются друг к другу и стрелка компаса отклоняется в ту или иную сторону в зависимости от положения магнита в находящейся под ним карточке. По отклонениям этой стрелки отгадчик может безошибочно определить, в каком порядке сложены карточки с цифрами в коробочке и, следовательно, какое число они образуют.

    Трубку для этой игры можно склеить из нескольких слоев бумаги.

    Ее диаметр зависит от диаметра компаса, который должен в ней помещаться.

    Карточки можно сделать из двух слоев картона. Намагниченные пластинки врезаются в верхний слой картона и заклеиваются бумагой.

    Стальные пластинки можно сделать из половинок сломанных продольно лезвий для безопасной бритвы. Чтобы их намагнитить, надо потереть каждую пластинку об один из полюсов сильного магнита.

    ЗАГАДОЧНЫЙ КРУГ

    Для этой игры нужно изготовить из картона или из фанеры диск и разделить его на 16 секторов. В каждом секторе поместить какой-либо рисунок (мяч, рубанок, глобус и т. п.). Затем изготовить диск меньшего диаметра и тоже разделить его на 16 секторов. В секторах поместить цифры, как это показано на рисунке.

    Загадочный круг
    Загадочный круг

    Оба диска должны быть надеты на общую ось так, чтобы маленький диск лежал поверх большого и свободно на нем вращался.

    Отгадчик предлагает кому-либо из играющих отсчитать на диске начиная от любого сектора столько единиц против часовой стрелки, сколько значится в этом секторе на внутреннем круге, и запомнить рисунок, который окажется против последнего числа. При этом отгадчик присутствовать не должен. Затем, вернувшись и взглянув на диск, он безошибочно называет этот рисунок (не зная, с какого числа начинался счет). Как же ему это удается? Дело объясняется тем, что цифры на малом диске расположены так, что с какого бы числа ни начинать счет, все равно они приведут к числу 17. Допустим, счет мы решили начинать с сектора, где стоит цифра 9. Считая в нужном направлении (оно указано на диске стрелкой) и принимая начальный сектор за 1, на девятом счете мы попадем на сектор с цифрой 17. То же самое произойдет, если мы начнем считать с любого другого сектора, на котором написана другая цифра.

    Следовательно, для того чтобы дать правильный ответ, достаточно лишь запомнить, какой рисунок находится против числа 17, и назвать его.

    Надо постараться сделать так, чтобы зрители долго не могли разгадать секрет этого фокуса. Для этого после каждого отгадывания внутренний диск надо поворачивать, чтобы число 17 оказывалось всякий раз против другого рисунка. Сами зрители после того, как диск установлен, менять его положение не должны.

    «ЧУДЕСНАЯ» СТРЕЛКА

    Наклонный деревянный ящик имеет две крышки. Одна прикреплена неподвижно, другая (верхняя) соединена с ящиком с помощью шарниров и может подниматься. На неподвижной крышке укреплен вращающийся на оси деревянный диск, а на верхней крышке - неподвижный диск и на нем - вращающаяся стрелка.

    Чудесная стрелка
    Чудесная стрелка

    Оба диска разделены на 16 равных секторов. На вращающемся диске в каждом секторе написано название изобретения, а на неподвижном - фамилии изобретателей.

    Играющий поднимает верхнюю крышку ящика и поворачивает диск так, чтобы название одного из изобретений оказалось против вопросительного знака, затем он опускает крышку, и «чудесная» стрелка сама поворачивается и указывает фамилию изобретателя. Догадаться, на чем основано действие этой стрелки, дающей безошибочный ответ, очень трудно, тем более что стрелка деревянная.

    На чем же все-таки основаны «чудесные» свойства стрелки?

    Во вращающемся диске (который склеен из нескольких слоев фанеры) под бумагой, на которой написаны названия изобретений (по одной из диагоналей), укреплен полосовой магнит. В центре верхнего диска с фамилиями изобретателей на острие иглы вращается стрелка. Она вырезана из дерева, в которое (с нижней стороны) вделана намагниченная стальная пластинка. (Дерево служит только для маскировки.) Пластинка должна быть хорошо намагничена либо способом натирания одним из полюсов постоянного магнита, либо с помощью соленоида и источника постоянного тока.

    Когда верхняя крышка откроется благодаря тому, что разноименные полюсы магнитов притягиваются друг к другу, магнитная стрелка поворачивается и занимает положение, соответствующее направлению полосового магнита в нижнем диске. В том месте, куда укажет стрелка, и должна быть помещена фамилия изобретателя.

    Для того чтобы стрелка не слетала с иглы в момент, когда вы поднимаете верхнюю крышку, на ней из прозрачного материала (целлулоида, оргстекла) должен быть сделан предохраняющий щиток (как показано на рисунке).

    Приводим примерный список изобретений, сделанных учеными и изобретателями нашей Родины, который необходим при изготовлении надписей на дисках. Само собой разумеется, что и список изобретений и тема самой игры могут быть по желанию изменены. Можно подобрать любые вопросы и соответствующие им ответы, и при правильном их размещении стрелка всегда будет указывать верный ответ.

    А. Ф. Можайский - самолет. И. И. Ползунов - паровая машина.

    А. С. Попов - радио.

    A. А. Пороховщиков - танк.

    Н. Н. Бенардос и Н. Г. Славянов - электросварка.

    Б. С. Якоби - электродвигатель постоянного тока.

    П. Л. Шиллинг - электромагнитный телеграф.

    Ф. А. Блинов - гусеничный трактор.

    B. А. Дегтярев - ручной пулемет.

    Н. Д. Зелинский - противогаз.

    Г. Е. Котельников - парашют ранцевый.

    A. Н. Лодыгин - электролампа накаливания.

    B. Н. Чиколев - прожектор дуговой.

    C. И. Мосин - винтовка. А. Р. Власенко- комбайн.

    С. П. Иванов - стереоскопическое кино безочковое.

    ОДНИМ КОЛЫШКОМ

    Для этой игры нужна квадратная доска, разделенная на 64 маленьких квадратика (клетки). В центре каждой клетки нужно высверлить отверстие, в которое может вставляться колышек. Для игры нужен один колышек, который вначале ставится на первую клетку (в верхнем левом углу доски).

    Одним колышком
    Одним колышком

    Играют двое. Они должны по очереди передвигать колышек. За один раз нельзя передвигать колышек дальше чем на 6 клеток (то есть через пять клеток на шестую). Нельзя пропускать своей очереди и оставлять колышек на прежнем месте. Нельзя также двигать колышек назад. Тот из играющих, кто поставит свой колышек на последнюю, 64-ю клетку (в левом нижнем углу доски), выигрывает. На рисунке слева показано, в каком направлении надо передвигать колышек, переходя из одного ряда в другой.

    В этой игре есть секрет. Так как в один ход можно передвигать колышек не менее чем на одну и не более чем на 6 клеток, то выиграет всегда тот, кто остановится на седьмой клетке, считая от последней. Если, следовательно, отмечать каждую седьмую клетку (идя от последней), как это показано на нашем рисунке справа, то получится ряд выигрышных позиций. Тот, кто знает этот секрет, может всегда выиграть.

    предыдущая главасодержаниеследующая глава



    Продаем полотенцесушители москва всех размеров



    Рекомендуем посмотреть ещё:


    Закрыть ... [X]

    Как сделать красивые узоры на потолке своими руками Что и как можно сделать из фанеры

    Как сделать металлический круг Как сделать металлический круг Как сделать металлический круг Как сделать металлический круг Как сделать металлический круг Как сделать металлический круг Как сделать металлический круг

    ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ