Как сделать свою профессиограмму


  • Профессиограмма базируется на определённом понимании структуры навыков и личных качеств специалиста. Чтобы легче понять её содержание, нужно понимать (не обязательно разделять) её структуру. Она может быть представлена в виде следующей последовательности:

    § Деятельность любого конкретного специалиста относится к одной или нескольким профессиональным специализациям.

    § Специализацию определяют конкретные работы, которые делает или способен делать специалист.

    § Каждая из этих работ требует определённого набора профессиональных знаний, умений и навыков (ЗУН).

    § В зависимости от количества и глубины доступных ему знаний, умений и навыков, специалист способен выполнять работы на разных уровнях компетентности — от решения простых задач, доступных новичку, до сложных.

    Кроме того, для успешной деятельности требуются общие для многих профессий навыки — личностные навыки, навыки общей и проектной культуры.

    Работы

    Основой профессиограммы являются работы — специалист потому и специалист, что работает и делает работу. 

    Например, для дизайнера-графика нормальными работами в рамках его деятельности будут и «нарисовать экран/окно/страницу» и «нарисовать общий стиль интерфейса», а для аналитика — «взять пачку документов найти в ней ответ на конкретный проектный вопрос, а если его там нет, то включить ответ на него в документацию» или «изучить данные продуктовой аналитики и сделать из неё проектные выводы». Набор таких работ в разных комбинациях и составляет живую рабочую деятельность. 

    Очевидно, что никакой документ не как сделать свою профессиограмму может раз и навсегда зафиксировать весь возможный набор работ. Как следствие, в здесь представлены только базовые работы, выполнение которых занимает максимум времени или даёт наибольшую часть практических результатов. 

    Знания, умения и навыки

    Чтобы успешно выполнять работы, нужны знания, умения и навыки (ЗУН). 

    Знание позволяет мыслить и обсуждать проблематику работы, умение позволяет проблему решать, пусть и неэффективно, а навык даёт возможность решать проблему эффективно даже не задумываясь о ней специально. 

    • Знание абстрактно; зачастую, чтобы пользоваться знанием, нужно даже не само знание, а знание, где и как конкретное знание можно быстро получить. Например, небесполезно знать законы Фитса и Хика-Хаймана. Однако важно понимать, что это знание само по себе никак на результат проектирования не влияет: нет никакой гарантии, что оно отольётся в каких-либо проектных решениях. В этом смысле полезнее знать, где берут это знание при нужде (конкретно здесь ответ: ACM DL) и как это знание взаимодействует с другими знаниями. 
    • Умение появляется тогда, когда человек хоть раз применил знание на практике и сделал это правильно. Например, не просто однажды принял решение «Вот этот экран я переделаю, потому что по закону Хика-Хаймана он будет какой-то очень медленный», но принял его на правильном экране, к которому этот закон вообще применим. 
    • Наконец, когда человек применяет умение достаточно часто и оно становится автоматическим и слабо осознаваемым (т.е. появляется мастерство) умение превращается в навык

    Например, существует большой (пусть и ограниченный по объёму) комплекс специальных знаний по хорошей вёрстке/набору/композиции в интерфейсах. Не обладая ими, сделать хорошо выглядящий интерфейс просто невозможно. Но даже получив знания (например, прочтя пару книг по теме), сделать хорошо выглядящий интерфейс в одиночку не получится. Нужно иметь рядом компетентного критика и советчика — просто потому, что без автоматических навыков всё будет в целом приемлемо, но во всех частностях будет уныло. Человек же с выработанными навыками сделает красиво с первого раза и даже не задумается, как это у него получилось. 

    Оценивая свою или чужую компетентность, надо задавать прежде всего вопрос «сколько раз специалист хорошо и правильно делал эту работу в прошлом?», потому что только опыт подразумевает (но не гарантирует) наличие именно навыка.

    Уровни компетентности

    В зависимости от того, насколько развиты эти пять ЗУНов у специалиста, он может выполнять либо простые работы, либо сложные. Способность конкретного специалиста выполнять сложную работу определяет его уровень компетентности

    Профессиограмма использует три уровня компетентности

    1. Специалист способен выполнить работу хорошо и в срок под присмотром более опытного специалиста, но не в одиночку.
    2. Специалист способен сделать работу хорошо и в срок даже в одиночку, если работа несложная и относится к его профессиональной сфере.
    3. Специалист в одиночку способен сделать интерфейс в проекте сложном или лежащем за пределами его основной специализации или профессиональной сферы.

    Уровни компетентности описаны внутри каждой работы — просто потому, что они относятся к работе. Кроме того, для каждой отдельной профессиональной специализации также приведены уровни владения ей, однако в этом случае эти уровни компетенции нужны скорее для того, чтобы лучше понять описание специализации. 

    Профессиональная специализация

    Только на конвейерных производствах (и то не самых удачных) работники выполняют одну и только одну работу. В сложных деятельностях — интерфейсостроение не исключение — специалисты делают несколько работ, постоянно переключаясь между ними. Сумма этих работ составляет профессиональную специализацию

    Некоторые работы делят знания, умения и навыки между собой. Например, прототип делается в разных работах (но для разных целей — например, это может быть прототип интерфейса или контент-прототип).

    Интерфейсостроение — широкая область. Например, над интерфейсом может работать отдельно визуальный дизайнер, эргономист, юзабилити-исследователь — или один человек, если он обладает всеми этими профессиональными специализациями

    Мы выявили следующие специализации в интерфейсостроении (не включая собственно разработку/кодирование): 

    • Анализ Работы, связанные с анализом разнородных данных и синтезом из них по крайней мере цельной рабочей документации, а лучше — конкретных проектных решений. 
    • Визуальный дизайн Подавляющее большинство сложных интерфейсов — графические, им требуется графика, часто — много. 
    • Коммуникационный дизайн Любой артефакт, в том числе интерфейс, отчёт об исследовании или проектная документация рассказывает своим потребителям некую историю и передаёт некое сообщение. Например, в интерфейсе может быть экран со сводкой актуальных данных, который рассказывает пользователям, что произошло и происходит. Поэтому полезно уметь передавать информацию ясно, чётко и внятно. 
    • Продуктовая работа Кто-то должен просто принимать квалифицированные решения о том, каким должен быть будущий продукт, ещё не имея измеримых критериев для принятия решения. Огромное количество таких решений проявляется в интерфейсе, например, кто-то должен решить, какие именно интерфейсные требования должны применяться к проектируемому продукту.
    • Программирование и кодирование Некоторые прототипы требуют программирования, равно как некоторые эксперименты («а можно ли такое сделать вообще?»). Кроме того, умение писать макросы и кодировать простейшие алгоритмы сильно ускоряют прототипирование (например, вместо того, чтобы рисовать 10 экранов с отработкой логики можно нарисовать один, в котором эта логика отрабатывается алгоритмом) и исследования (макрос, автоматически размечающий протоколы интервью способен сэкономить часы работы). 
    • Эргономическое проектирование Работы, направленные на то, чтобы сделать интерфейс удовлетворяющим определённым юзабилити-показателям (например, не больше 20 операторских ошибок на смену). 
    • Юзабилити- и иные пользовательские исследования Умение проводить пользовательские исследования. 

    Обратите внимание, что специализации отсортированы по алфавиту — мы не хотим решать, какие специализации важнее других. В идеальном мире специалист обладал бы всеми. 

    Практика показывает, что быть специалистом во всех потоках невозможно, на это просто не хватает времени. Два или три — естественный предел для одного человека. Теоретически, можно выбрать любую пару, но по факту это не получается — так, по-видимому, нет ни одного человека, который был бы очень компетентен и в визуальном дизайне, и в юзабилити-тестировании одновременно. Вообще же, лучшие результаты получаются, если набрать специализаций, стоящих рядом по производственному циклу. 

    Одновременно есть сомнения в том, что компетентности только в одной специализации достаточно для практической работы над реальными проектами и продуктами. Например, «только исследователь» теоретически возможен, но на практике непредставим. Например, как только он встретится с задачей, требующей анализа большого количества данных, его продуктивность резко упадёт — просто потому, что у него не хватает квалификации аналитика. То же верно и, к примеру, для графического дизайнера — не владея навыками анализа, он обречён будет рисовать отдельные экраны (пусть и хорошо), не в силах подняться до дизайна визуальной системы интерфейса в целом. 

    Таким образом, наиболее продуктивно быть высокого класса специалистом в одной специализации, средним в одной или двух каких-либо других и по крайней мере обладать базовыми знаниями и умениями во всех остальных специализациях. 

    Личностные навыки

    Помимо сугубо профессиональных знаний, специалисту необходимо также обладать определёнными личностными навыками — например, специалист может быть очень хорош, но если он не способен к коммуникации, его профессиональное будущее отнюдь не безоблачно. 

    Очевидно, что полный список личностных навыков формулировать незачем, да и невозможно. Например, уверенность в себе и в своих силах полезна, а неуверенность вредна; но слишком много уверенности неотличимы от заносчивости (которая вредна). В то же время существует небольшое количество не столько личностных свойств, сколько личностных установок, которые очень полезны в проектной деятельности, в частности — в интерфейсостроении. Эти установки приведены в ветке Личностные навыки.

    Общая и проектная культура

    Также специалисту полезно обладать навыками общей и проектной культуры. Они не относятся только к интерфейсостроению, но делают специалиста гораздо ценнее. 

    Например, знание английского языка обладает самостоятельной ценностью даже и в быту. Как таковые, эти навыки и умения не относятся ни к какой отдельной ветви квалификаций, но улучшают все ветки разом. В Профессиограмме навыки такого рода приведены в отдельной ветке Общая и проектная культура. 

    В отличии от личностных навыков, эти навыки можно сознательно развивать, поэтому для каждого со временем (пока только для некоторых) будет описано, что можно сделать, чтобы выработать у себя соответствующий навык.



    Рекомендуем посмотреть ещё:


    Закрыть ... [X]

    Как самостоятельно сделать компьютерную игру Покраска мопед своими руками

    Как сделать свою профессиограмму Как сделать свою профессиограмму Как сделать свою профессиограмму Как сделать свою профессиограмму Как сделать свою профессиограмму Как сделать свою профессиограмму Как сделать свою профессиограмму Как сделать свою профессиограмму Как сделать свою профессиограмму

    ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ